CLIL технология: эффективное обучение английскому

Продолжаем знакомиться с интересными методами и подходами к обучению иностранным языкам. Сегодня в меню: CLIL (Content and Language Integrated Learning – “предметно-языковое интегрированное обучение”) – инновационная и весьма эффективная технология, которая объединяет изучение иностранного языка и учебный материал по другому предмету, такому как история, география, программирование, наука или искусство.

Основная идея CLIL заключается в том, чтобы предоставить учащимся не только возможность развивать языковые навыки, но и получать знания в другой предметной области на иностранном языке. Например, ученик может изучать историю Средневековой Европы на английском языке, что поможет ему совершенствовать владение языком и одновременно углубить знания о данном историческом периоде.

Преимущества CLIL для меня, как преподавателя английского языка, вполне очевидны. Во-первых, такой подход стимулирует учеников, так как предоставляет им контекстуальную основу для изучения языка, делая обучение более интересным и практичным. Во-вторых, CLIL развивает множество навыков, таких как коммуникативные, критическое мышление, сотрудничество и исследовательские способности. Эти навыки являются важными в современном мире и пригодятся учащимся в их будущей карьере и личной жизни. Кроме того, CLIL способствует глубокому пониманию предмета и его терминологии на иностранном языке. Это помогает преодолеть языковой барьер и более уверенно выражать свои мысли и идеи.

Ольга Кострыкина, преподаватель английского языка

Реализация подхода CLIL требует тесного сотрудничества между преподавателем языка и предметником: они вместе разрабатывают учебный материал, определяют цели и задачи, а также создают стимулирующую образовательную среду для учащихся, включая интерактивные уроки, проекты, групповые задания и использование аутентичных материалов. Другой вариант – если преподаватель английского, например, хорошо разбирается в смежном или вообще ином предмете, например программировании, искусстве, музыке и т.п., и может сам построить урок по предмету с использованием иностранного языка.

Как провести урок программирования на английском с использованием CLIL?

Основная цель урока программирования в целом – написать и использовать какой-то код, чтобы заставить компьютер делать то, что вы хотите, например создать простую игру, или работать с компьютерной графикой. Объединить английский и программирование – отличная идея, тем более что все языки программирования используют именно английский в коде. Кроме того, будущий программист просто не выживет на рынке труда без языковых умений. А как эффективнее выучить что-то очень нужное? Правильно: на практике.

В классе CLIL работают два преподавателя – один ведет программирование, другой ассистирует, помогая с языковыми сложностями. Конечно, в таком тандеме информатик (computer science teacher) должен знать английский хотя бы на уровне B1 и более-менее свободно его использовать на занятии. Альтернатива – общее введение в тему дает заранее подготовленный по предмету преподаватель-лингвист, а информатик помогает ученикам на практике, показывает что и как делать, особо при этом не вдаваясь в объяснения на русском.

В любом случае одновременно владение языком и другим каким-то предметом это самое сложное, поэтому CLIL нельзя назвать универсальным методом, но он очень эффективен, если есть мотивированные педагоги.

Вилена Брылева, преподаватель английского языка и SEO

Во время  совместного обучения у преподавателей появляется возможность:

  • Оценить способность учеников ясно выражать свои идеи и быть понятыми
  • Научить их понимать, как выбор слов влияет на значение
  • Создать среду сотрудничества и исследования
  • Развивать настойчивость и навыки решения проблемных задач.

Согласно эксперту по интегрированному обучению контента и языка Дэвиду Маршу структура урока CLIL должна предоставлять несколько возможностей для изучения языка, необходимого для понимания конкретного контента, и может быть разделена на три этапа: изучение языка, изучение через язык и, наконец, изучение с помощью языка. На каждом из этих этапов учитель создает возможности для использования языка с акцентом на реальные потребности в изучении целевого контента.

Изучение языка

В начале урока студенты знакомятся с необходимой лексикой для выполнения задания через различные упражнения и активности по развитию словарного запаса, например игры в “Пиктография” и “Шарады”, упражнения на сопоставление слов и др. На уроке программирования с использованием специального программного обеспечения первое, что нужно сделать, это позволить ученикам исследовать программу (желательно на английском!)  и понять все доступные команды. В классе можно разместить плакаты или экраны с этими словами и выражениями на случай, если ученикам потребуется их проверить и использовать на уроке.

NB: Как иностранный язык используется в данной теме или предмете? Определите содержание занятия, включая необходимые языковые элементы, такие как ключевые слова, фразы и грамматические требования (например, язык обсуждения, выдвижение гипотез, анализа; составление прогнозов). Какие виды речи должны использовать учащиеся? Какие языковые функции и понятия они уже знают? Как можно расширить их знания?

Изучение “для языка”

Студенты изучают и повторяют необходимые языковые средства для выполнения задания. В классе по программированию они задают вопросы, создают команды и ищут контент в программном обеспечении. Во время этой фазы учитель английского языка может давать индивидуальные инструкции, предлагая возможные способы использования иностранного языка.

NB: Какой язык необходим учащимся для эффективной работы в данном сценарии CLIL? Какие могут быть языковые требования при решении типичных задач и выполнения заданий (например, как работать в группах, вести дискуссию или задавать уточняющие вопросы)?

Обучение “через язык” – метакогнитивный момент

После урока учащиеся должны иметь возможность обсудить свою деятельность с акцентом на своем личном росте. Это также важно, чтобы показать, как язык, изучаемый на уроке по программированию, может быть применим в других ситуациях в жизни, или как они могут продолжать учиться индивидуально даже после завершения урока.

NB: Какие стратегии могут использовать наши учащиеся для самостоятельного освоения нового языка? Как можно зафиксировать и выбрать языковой материал для дальнейшего развития? Как можно определить прогресс в изучении языка в этом классе?

по материалам cambridge.org

Пример плана урока по экологии на основе CLIL

Тема урока: Экология и сохранение окружающей среды.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями в области экологии (Environmental Studies).
  • Развить навыки использования английского языка для общения и изучения нового материала.
  • Повысить осознанность относительно проблем экологии и их влияния на окружающую среду.

Ход урока. Введение:

  • Приветствие и создание мотивации для изучения темы
  • Представление целей и ожидаемых результатов урока

Часть 1: Изучение языка (Learning of language)

  •  Представление основных терминов и понятий в области экологии через различные активности: Pictionary и Charades: учащиеся рисуют или демонстрируют жестами термины, связанные с экологией, а другие ученики угадывают.
  • Word matching: учащиеся соотносят термины с их определениями.
  • Обсуждение роли каждого термина в контексте экологических проблем и сохранения окружающей среды.

Часть 2: Изучение “для языка” (Learning for language)

Обсуждение типичных ситуаций и задач, требующих использования английского языка в контексте экологии:

  •   Как задать вопросы о проблемах окружающей среды?
  •   Как выразить свою точку зрения на важность сохранения природы?
  •  Как описать действия для борьбы с загрязнением окружающей среды?

Практика использования языка через парные или групповые задания:

  • Ролевые игры: учащиеся играют разные роли и взаимодействуют на английском языке, обсуждая экологические проблемы и предлагая решения.

Часть 3: Изучение “через язык” (Learning through language)

Групповые или индивидуальные проекты, связанные с экологическими темами:

  • Исследование экологических проблем и создание презентации или плаката.
  • Обсуждение проектов и представление их результатов перед классом.
  • Анализ того, как использование английского языка помогло учащимся изучать и презентовать свои проекты.

Заключение:

  • Подведение итогов урока и обсуждение того, что мы изучили и чего достигли.
  • Подчеркивание важности использования английского языка для изучения нового материала и общения на тему экологии.
  • Поддержка учеников в их стремлении к продолжению изучения и практики английского языка вне класса.

Домашнее задание (например):

  • Исследование одной конкретной экологической проблемы и подготовка краткого отчета на английском языке.
  • Подготовка презентации или ролика о способах улучшения состояния окружающей среды.

В конечном итоге, урок на основе CLIL предлагает учащимся возможность изучения языка через предметную область «экология». Это помогает им не только расширить свой словарный запас, но и развить навыки общения и понимания важности сохранения окружающей среды. Студенты активно вовлекаются в процесс обучения и могут видеть применение изученного языка в реальной жизни. Это создает мотивацию для дальнейшего изучения языка и развития знаний в предметной области.

В заключение – советы от практикующих CLIL педагогов

При планировании занятий на базе CLIL в любой предметной области:

  • Позволяйте ученикам использовать английский язык в небольших или даже мини-группах, это позволяет более тщательно оценивать их успехи.
  • Создавайте возможности для письма, безопасного и свободного от стресса , предлагая задания, нацеленные на творчество и эксперимент, а не поиск точного ответа.
  • Визуализируйте материал. Создавайте плакаты или экраны с лексикой, которую они увидят/услышат на уроке.
  •  Предварительно обучайте лексике, чтобы учащиеся знали слова и фразы, необходимые для выполнения заданий.
  • Обратите внимание на культурно специфическую лексику. Некоторые слова могут иметь другое значение в родном языке учащихся или плохо переводятся. Придумайте задания, чтобы изучить эти слова до того, как они понадобятся.
  • Не ругайте за использование родного языка, поощряйте, а не наказывайте.
  • Готовьтесь как можно тщательнее вместе с учителем-предметником, либо, если ведете предмет сами, найдите возможность проконсультироваться с опытными коллегами, потому что они по опыту знают, что может пойти не так (а оно чаще всего “не так” и случается).

Преподавателю иностранного языка может быть непросто разобраться в новом предмете. Но для этого у нас есть наши ученики! Особенно удивляют те студенты, которые не особо блещут на занятиях английским, но, как оказывается, прекрасно осваивают другие темы. Не нужно бояться просить помощи у своих учеников – на самом деле нет ничего лучше, чем сказать: “Я не знаю этого, но давайте вместе разберемся!”






Подход CLIL представляет некоторые сложности, или, вернее сказать, «challenges» для преподавателей. Они должны быть компетентными как в области иностранного языка, так и в изучаемой предметной области, или как минимум иметь возможность овладеть предметом, чтобы обеспечить качественное обучение. Кроме того, требуется много времени на планирование и подготовку уроков.

Тем не менее, CLIL способствует более глубокому пониманию и запоминанию учебного материала, дает возможность развить не только предметные знания и лингвистические навыки, но и soft skills: критическое мышление, коммуникативные способности, расширить общий кругозор.   CLIL создает стимулирующую и практичную образовательную среду, позволяет создать условия «погружения в язык», помогает подготовить учащихся к реальному межкультурному общению и повышает их мотивацию в изучении иностранного языка.