Педагогический дизайн в дистанционном обучении: преимущества, история, принципы

Теоретические основы Instructional Design: что нужно знать, чтобы внедрять самые лучшие практики в разработку и доставку контента электронного обучения. Рассмотрим историю, принципы педдизайна и его роль в eLearning, чтобы помочь вам внедрять лучшие практики в процесс создания контента для электронного обучения.

Перевод статьи Инес Пинто «Instructional design in e-learning: models, principles, and benefits«.
Перевод: Дмитрий Короленко, редактор: В.А. Брылева

Что такое педагогический дизайн?

Как вы думаете, что общего между следующими сценариями?

  • Учитель начальной школы проводит урок по изучению алфавита для класса из 20 учеников.
  • Профессор университета читает лекцию по молекулярной биологии для 150 студентов.
  • Менеджер по подбору персонала проводит вводный инструктаж группе из 10 новобранцев.
  • Эксперт по предмету создает электронный учебный курс о важности эмпатии в продажах для команды из пяти менеджеров по работе с клиентами.

Ответ: педагогический дизайн (Instructional design).

Все преподаватели, коучи и учителя используют его в учебном процессе, чтобы максимально понятно преподнести учебный материал своей аудитории. Но что такое педагогический дизайн? Почему он так важен именно для электронного обучения (eLearning)?

По определению, педагогический дизайн, instructional design, или проектирование учебных программ – это систематический процесс создания и доставки учебных материалов и образовательного опыта целевой аудитории (обучающимся, слушателям, студентам).

Педагогический дизайн (Instructional Design) – это процесс планирования, разработки и доставки эффективных учебных материалов для удовлетворения определенной образовательной потребности.

В основе процесса проектирования учебных программ и курсов – цель, которая должна соответствовать некоторому желаемому и измеряемому результату. Задача преподавателя в этом процессе – создать и предоставить учащимся необходимые учебные материалы, а также обеспечить результативный учебный опыт, чтобы помочь им достичь поставленной цели обучения.

Процесс педагогического дизайна начинается с оценки потребностей обучающихся, понимания того, каким образом они усваивают знания, чтобы в итоге создать и предоставить им оптимальные обучающие материалы. После этого определяется эффективность обучения путем измерения наблюдаемых результатов учения, например, оценка желаемых изменений в поведении обучаемого или улучшение учебных показателей.

Когда появился педдизайн? Немного истории.

Концепция педагогического дизайна возникла еще на заре человечества с появлением самого понятия «обучение». Любому наставнику нужно было как-то донести до своих учеников знания, а чтобы ученики могли этот материал усвоить быстрее и надежнее, приходилось придумывать разные способы изложения и преподнесения учебного материала. Создание учебников и учебных пособий в разных областях знаний – вот самый простой пример использования педдизайна.

Концепция современного педдизайна разработана во время Второй мировой войны. Военно-воздушным силам США надо быстро обучить большое количество солдат выполнению различных сложных технических задач. Для этого внедряется системный подход к обучению на основе наблюдаемого поведения. Крупные задачи разбиваются на подзадачи, каждая из которых привязывается к конкретной учебной цели. Обучающие программы разрабатывают по правилам «качественного» обучения и на основе принципов бихевиоризма: прежде всего это награда за правильные действия и своевременное исправление ошибок.

После войны эта модель разработки программ была применена в корпоративном обучении, а впоследствии и в школьном образовании. С тех пор педдизайн обогатился новыми теориями и технологиями, которые быстро развивались, и сегодня существует огромное количество моделей и стратегий для оптимального удовлетворения учебных потребностей обучающихся.

Кто такой педдизайнер?

Педагогические дизайнеры – важная составляющая процесса разработки учебных программ, поэтому нужно разобраться, чем они занимаются. Эти специалисты отвечают за создание и доставку обучающих материалов и учебного опыта, работая с печатными руководствами и справочниками, а также с технологиями дистанционного обучения и мультимедиа. Педдизайнеры встречаются в академической среде (например, в школах, университетах и вузах), однако мы рассмотрим их функции в секторе корпоративного обучения.

Здесь роль педдизайнера заключается в систематическом сборе, отборе, обработке и анализе данных для оценки потребностей организации в обучении. После определения этих потребностей педдизайнеры разрабатывают учебные материалы, и, далее, определяют успешность обучения. Если сфера обучения перестала отвечать изначально установленным стандартам организации, задача педдизайнера – обновить содержание учебных материалов, чтобы донести до сотрудников новые темы и знания. Это ключевой процесс в обеспечении эффективной работы организации и рационального использования ресурсов.

Педдизайн в широком смысле — это все-таки «образовательный дизайн». Немного больше о профессии педдизайнера, необходимых навыках и знаниях, об образовательном дизайне и терминосфере ID/LXD

Педдизайнеры работают в командах, обычно в отделе корпоративного обучения и развития персонала. Представим, что ваша компания хочет создать электронный курс. Педдизайнер будет участвовать в его разработке вместе с профильным экспертом, специалистом по системам управления обучением (LMS) и QA-тестировщиком. Педдизайнеры, как правило, обладают углубленными знаниями о средствах создания электронных учебных материалов и LMS организации, и могут использовать эти знания для разработки вовлекающего учебного контента.

Почему так важна роль педдизайна в разработке программ электронного обучения?

eLearning становится все более популярным в корпоративном мире и для неформального, и для формального обучения. Это удобный способ получения навыков и знаний. Исследования показывают, что есть ключевые компоненты педдизайна, которые должны обязательно присутствовать в электронном учебном контенте, чтобы гарантировать достижение определенных целей и результатов обучения. Без этих компонентов электронное обучение – просто слова на экране.

Электронные курсы позволяют сократить время на обучение персонала. В бизнесе время – деньги, поэтому качественно разработанный учебный материал позитивно влияет не только на результаты обучения, но и на показатели работы компании в целом.

Использование принципов педдизайна дает множество преимуществ для разработки онлайн-курсов:

  • ПД помогает лучше понимать обучающихся

Правильный педдизайн начинается с понимания того, что обучающиеся это группа людей с разными характеристиками и потребностями. Первый шаг – анализ этой группы с точки зрения уровня знаний, демографических особенностей, наличия времени для прохождения курса, предпочтительной среды обучения и прочее. Педдизайнеры также учитывают учебные и бизнес-цели. На основе такого анализа создается учебный план и определяются наилучшие методики и стратегии для преподавания.

  • ПД делает электронное обучение более вовлекающим

Приступая к разработке контента, педдизайнеры сперва знакомятся с будущими учениками: так легче сразу определить наиболее актуальные и привлекательные для них учебные виды деятельности. Педдизайнер, опираясь на свои знания и анализ аудитории, в соответствии с потребностями слушателей курса выбирает самые подходящие инструменты и стратегии для создания наиболее интерактивного учебного опыта.

  • ПД помогает преумножать знания и применять их на практике

В наши дни найти новую информацию невероятно просто. Все на расстоянии кнопки поиска в Google. Однако есть разница между доступом к новой информации и пониманием ее в той степени, чтобы усвоить и применить в своей работе. Созданный в соответствии с принципами педдизайна контент электронного обучения учитывает различные стили восприятия информации и способности сотрудников к обучению, и в итоге помогает приобретать и сохранять знания для непосредственного их применения в практической деятельности. 

  • ПД побуждает к действиям

В корпоративном обучении одного лишь приобретения новых знаний и навыков недостаточно. Сотрудники должны понимать, как новую информацию применять здесь и сейчас. Одно из главных преимуществ использования педдизайна при разработке онлайн-курсов: общий опыт электронного обучения можно сделать более вовлекающим, мотивируя людей сразу применять полученные знания на практике и достигать в итоге большего, чем изначально ожидалось.

Принципы педдизайна

Все мы хотим создавать лучшие учебные материалы и впечатления для наших учеников. При наличии такого количества стратегий и технологий разработка корпоративных тренингов может быстро показаться непосильной задачей.

Существует целое направление, которое поддерживает процесс разработки и позволяет понять, как создавать учебные материалы. По сути, педдизайн основан на трех принципах психологии: поведенческом, когнитивном и конструктивном.

Поведенческая психология рекомендует использовать в учебном материале повторение и подкрепление, чтобы создать или изменить поведение учащегося. Когнитивная психология предлагает использовать различные органы чувств ученика для создания увлекательного процесса обучения. Конструктивизм фокусируется на собственном опыте ученика и его личной интерпретации учебных материалов. Чтобы создать хорошую базу, отвечающую этим принципам, все материалы электронного обучения должны:

  • Презентовать учебную информацию.
  • Направлять обучающихся (слушателей) на практическое применение новых знаний.
  • Предоставлять им время для самостоятельной практики.
  • Оценивать их прогресс в курсе.

Основываясь на этой первоначальной схеме, исследователи разработали свои собственные принципы и модели проектирования. Они помогают определить лучшие практики для создания, предоставления и оценки учебных материалов и опыта.

В этом разделе мы остановимся на девяти принципах (или Событиях) обучения, разработанных Робертом Ганье, американским психологом в области образования. В 1950-х годах Ганье выявил закономерности того, как люди обрабатывают новую информацию, и предложил алгоритм из девяти этапов с подробным описанием всех элементов, необходимых для результативного обучения.

9 событий учебного процесса Ганье

На практике эти принципы структурирования учебного процесса могут служить чеклистом для экспертов, менеджеров и тренеров при создании контента электронного обучения. Ниже рассмотрим, что означает каждое из событий и как их реализовать в корпоративном онлайн-обучении.

Событие 1: привлеките внимание

Обучение начинается еще до представления учебного материала. На предварительном этапе самый важный фактор – привлечь внимание аудитории. Это гарантирует, что слушатели будут мотивированы на активное участие в учебной деятельности. Чтобы добиться вовлеченности в обучение, заинтересуйте людей новизной, неопределенностью и неожиданностью.

  • Задайте вопрос, наводящий на размышления
  • Пусть слушатели зададут вопросы друг другу
  • Вставьте видео с интригующей проблемой
  • Проведите игру на знакомство

Событие 2: расскажите о новых знаниях и будущих результатах курса

После привлечения внимания обучаемых настало время определить их ожидания от курса. Какую пользу сотрудники могут извлечь из обучения, какие навыки приобретут и какие новые задачи смогут выполнять? Вот несколько моментов, которые нужно донести до слушателей, чтобы они понимали, что они получат во время занятий и как смогут использовать новые знания в будущем:

  • Опишите ожидаемые результаты
  • Поощряйте слушателей к установлению своих критериев «стандартного» поведения
  • Объясните, как учебный материал будет полезен им в работе

Событие 3: свяжите новое с уже усвоенным

Мы усваиваем новые знания лучше, если можем провести аналогию с уже известной нам информацией. На данном этапе важно определить ранее усвоенные знания, которые имеют отношение к обучению, и связать их с рассматриваемой темой, чтобы помочь слушателям понять смысл новой информации.

  • Задайте вопросы о предыдущем учебном опыте
  • Создайте тест для проверки уже имеющихся знаний
  • Поощряйте сотрудников использовать эти знания в учебной деятельности

Событие 4: предоставьте новый контент

Представляя слушателям новую информацию, обязательно используйте стратегии обучения, которые обеспечат наилучшие и действенные результаты. Примерами стратегий педдизайна для электронного обучения могут служить управляемое обучение (guided learning), симуляции и геймификация. Мы рассмотрим их более подробно в следующем разделе.

  • Расположите информацию в логическом порядке
  • Приведите примеры
  • Разнообразьте методы обучения (например, видео, работа в группе, подкаст, и т.п.)
  • Используйте различные подходы, чтобы соответствовать разным стилям учения.

Событие 5: дайте рекомендации по освоению курса

После представления новой учебной информации, покажите сотрудникам, как лучше ее изучать. Посоветуйте различные стратегии и расскажите им о доступных ресурсах. Оказывайте поддержку, предлагая полезные советы и консультации по мере необходимости.

  • Используйте правильные и «неправильные» примеры
  • Предоставьте успешные кейсы
  • Используйте аналогии и метафоры
  • Окажите методическую помощь

Событие 6: добейтесь результата

Дайте сотрудникам возможность продемонстрировать приобретенные навыки, поведение или знания, чтобы активировать учебный процесс. Организуйте деятельность, которая позволит слушателям усвоить новую информацию на практике и обеспечить правильное понимание и применение изученных концепций.

  • Предоставьте возможности для оценивания
  • Разработайте викторины и тесты
  • Предложите слушателям изучение материала в сотрудничестве друг с другом

Событие 7: обеспечьте обратную связь

Для достижения результатов обратная связь должна предоставляться своевременно. Оцените работу слушателей прямо сейчас и подчеркните все важные моменты. Предоставляя обратную связь, вы подкрепите правильные ответы, дадите рекомендации по степени правильности выполнения задания и исправите любое неправильное поведение или ответ. Это позволит сотрудникам сразу выявить пробелы в понимании, пока не поздно.

  • Обеспечьте конструктивную обратную связь
  • Создайте возможность для взаимной оценки
  • Поощряйте самопроверку

Событие 8: оцените эффективность обучения

Чтобы оценить эффективность учебных материалов, проведите тест. Это поможет сделать вывод о том, достигнуты ли изначально поставленные цели обучения. Для получения наилучших результатов проведите тестирование до и после тренинга, чтобы проверить, насколько обучающиеся овладели новой информацией или навыками. Предусмотрите возможность оценивания прогресса сотрудников в течение всего курса с помощью викторин или коротких активных учебных заданий.

  • Онлайн-викторины
  • Короткие опросники
  • Итоговый индивидуальный или групповой проект

Событие 9: улучшайте запоминание и передачу знаний

После завершения курса важно предоставить слушателям ресурсы, которые улучшают запоминание и передачу знаний. Предоставьте доступ к материалам, чтобы учащиеся могли с легкостью освоить и применять в работе новую информацию, полученную во время обучения.

  • Добавьте новые термины в общий глоссарий компании
  • Переработайте учебный контент в легкодоступный раздел ЧАВО
  • Сохраните важные учебные файлы в интранете

В следующих статьях мы рассмотрим базовые модели педдизайна и способы их применения.

Если вы хотите пройти повышение квалификации по программе «Педагогический дизайн в языковом образовании» (Уровни 1 и 2), оставьте нам заявку на обучение