Новый ЕГЭ : английский 2022
Если вы серьезно относитесь к сдаче ЕГЭ, то наверняка уже знаете об измененном формате ЕГЭ по английскому для выпускников этого года. Хорошо, если вы уже изучили демоверсию, кодификатор и спецификацию к экзамену.
Прекрасно, если вы выполняете задания по новому формату, используя, например, такие ресурсы, как РЕШУ.ЕГЭ. Но уверены ли вы, что тренируете формат именно так, как этого требуют изменения? Давайте разбираться!
Осталось ли что-то прежним?
Да! Вся тестовая часть экзамена, а это аудирование, чтение и грамматика. Казалось бы, хорошая новость. Однако, по опыту хотим предупредить, что каждый год в заданиях повышенного уровня сложности встречаются вопросы под звездочкой. Например, лексика уровня С1 при заявленном официальном уровне таких заданий В2.
Что с этим делать? Активно поглощать информацию на английском языке из разных источников! Читать: книги, статьи, блоги на темы, заявленные в официальном кодификаторе. Где взять кодификатор? На сайте ФИПИ вместе с демоверсией.
Что нового в ЕГЭ по английскому в 2022?
Частично изменены задания на продуктивные виды речевой деятельности: письмо и говорение. А именно задания 40, 42, 43, 44. Казалось бы, не так уж и много, но давайте изучим детали.
Письменная часть ЕГЭ по английскому
Начнем с письменной части. Задание 40 — эссе на заданную тему. Если раньше это было аналитическое эссе с описанием разных точных зрения, то теперь это нечто среднее между статистическим отчетом и выражением мнения о проблеме.
Разберем на конкретном примере:
Imagine that you are doing a project on sources of energy in Russia. You have collected some data on the subject (see the table below).
Comment on the data in the table and give your personal opinion on the subject of the project.
Source | Percentage of energy production |
---|---|
Natural gas | 53% |
Petroleum | 22% |
Coal | 14% |
Nuclear and renewable | 11% |
Write 200−250 words. Use the following plan:
- make an opening statement on the subject of the project work;
- select and report 2−3 main features;
- make 1−2 comparisons where relevant;
- outline a problem that can arise with using various sources of energy and suggest the way of solving it;
- draw a conclusion giving your personal opinion on the importance of energy generation in Russia
Лайфхак 1 — соблюдаем предложенный в задании план работы. Убиваем сразу двух зайцев: во-первых, зачем изобретать путь, который уже проложен; во-вторых, так мы будем точно уверены, что по аспекту «Деление на абзацы» мы не потеряем баллы. Наша главная цель — получить максимально возможный результат, а творческие порывы оставим на потом.
Лайфхак 2 — читаем внимательно формулировку позиций плана, чтобы понять, что от нас хотят услышать.
make an opening statement on the subject of the project work — значит, обязательно во вступлении мы должны указать, что работаем над проектом, обозначить его тему, сказать, что в рамках своего исследования нашли материалы опроса (указать кого и где опросили), результаты которого представлены в таблице. Пишем от 1 лица.
select and report 2−3 main features — проще всего описать два самых высоких показателя или сгруппировать в 2 категории данные, если это возможно.
make 1−2 comparisons where relevant — обязательно выразить сравнение, используя необходимые для этого языковые средства (степени сравнения прилагательных, сравнительные конструкции). Сравнивать можно самые высокие и самые низкие показатели, проводить групповые сравнения, выбирайте по своему вкусу.
Что важно во 2-3 параграфе?
1 — используем язык статистики ( Полезные фразы для описания статистических данных можно почерпнуть из
материалов подготовки к 1 заданию academic writing международного экзамена IELTS. Он несколько отличается по формату, но ряд фраз можно смело использовать)
2 — если даем 2 черты во втором параграфе и 1 в третьем, то раскрываем эти черты более детально, чтобы пройти по критерию «объем работы».
outline a problem that can arise with using various sources of energy and suggest the way of solving it — с проблемой казалось бы все ясно, но не все так просто. Если заявлена тема, как здесь (using various sources of energy), проблему формулируем строго по этой теме. В официальных методических рекомендациях заявлено, что выпускник может описать любую проблему по теме проекта, однако, если вы в состоянии сформулировать проблему именно на основе данных в таблице, то вы точно обеспечите себе + за один из аспектов «Коммуникативная задача». Не забываем и том, что помимо проблемы надо дать ее решение.
draw a conclusion giving your personal opinion on the importance of energy generation in Russia — в заключении обязательно четко обозначить свое мнение (in my opinion, I’m fully convinced, etc.). Мнение обязательно подкрепить двумя аргументами.
Остальные требования — демонстрацию высокого уровня лексико-грамматических навыков, использование широкого ряда синонимов и сложных конструкций, соответствие стилю и логику изложения — тоже никто не отменял.
Типичные ошибки:
- во вступлении нет указания, что автор работает над проектом, что нашел статистические данные по теме и они представлены в таблице;
- повторы мыслей при описании данных из таблицы во 2 и 3 параграфе;
- указание лишней информации — например, размышления о причинах данных из таблицы;
- указанная автором проблема напрямую не связана с темой проекта или недостаточно четко сформулирована;
- не дано решение проблемы;
- параграф состоит из 1 предложения;
- нарушена логика представления информации.
Устная часть ЕГЭ по английскому
- Задание 41 — без изменений
- Задание 42 — 4 вопроса вместо 5, в остальном без изменений
- Задание 43 — вместо описания фото выпускнику предлагается принять участие в интервью, ответив на 5 вопросов. Очень похоже на задание в ОГЭ по английскому, но конечно вопросы сложнее и требования выше.
- Задание 44 — сравнение фото по теме проекта
Что учесть при подготовке к заданию 43?
1 — ответы на вопросы должны содержать 2-3 предложения, носить развернутый характер и избегать фраз общего типа, например, Books are really important in our life. Заявляем о важности — объясняем, почему.
2 — языковое оформление ответов не должно содержать ошибок, демонстрирующих незнание выпускников базовой лексики и грамматики. Заявленный уровень сложности задания — базовый, соответствует уровню А2. Значит, если вы допускаете ошибки, которые не демонстрируют достигнутый уровень А2, то вы теряете баллы даже при условии развернутого ответа на вопрос.
Список тем, в которых нельзя делать ошибки:
- Adjectives: comparative and superlative degrees
- Adverbial phrases of time, place and frequency – including word order
- Articles – with countable and uncountable nouns
- Countable and uncountable nouns with much/many (How much/how many)
- Future actions (will, going to, Present continuous)
- Imperatives
- Modals – can/could, have to, should
- Passive Voice (Present and Past Simple)
- Past continuous, Past simple
- Possessive case of nouns
- Prepositional phrases (place, time, and movement), prepositions of time: on/in/at
- Present perfect, Present simple
- Pronouns
- There + to be
- Verb + ing: like/hate/love doing
- Word order in statements and questions
Что учесть при подготовке к заданию 44?
Формат кажется несколько похожим на прошлогодний, снова два фото и необходимость их сравнить. Что изменилось?
Task 4. Imagine that you are doing a project “Life without gadgets” together with your friend. You have found some illustrations and want to share the news. Leave a voice message to your friend. In 2.5 minutes be ready to:
• give a brief description of the photos, justifying the choice of the photos for the project;
• say in what way the pictures are different, justifying the choice of the photos for the project;
• mention the advantages and disadvantages (1–2) of the two types of books;
• express your opinion on the subject of the project – whether you would like to live without gadgets and why.
You will speak for not more than 3 minutes (12–15 sentences). You have to talk continuously.
Прагматическая цель высказывания — описание фото для проекта, который вы делаете вместе с другом. Отсюда важно:
1 — обращение к другу и указание темы проекта во вступительной части
2 — краткое описание фото, но с указанием деталей, отражающих тему проекта. Например, не надо описывать внешность людей на фото, если тема проекта «Life without gadgets». Можно, кстати, опираться на идею описать action и location из прошлогоднего задания. Как правило, место и действие будет иметь прямое отношение к теме проекта
3 — рассказать о различиях в фото, а также указать плюсы и минусы объектов/идей, заявленных в теме проекта. Читаем внимательно формулировку 3 пункта плана mention the advantages and disadvantages (1–2) of the two types of books. Важно: не повторять мысли, давая различия и плюсы/минусы
4 — выражаем свое мнение по теме проекта, а для этого снова внимательно читаем формулировку теперь уже 4 пункта плана — express your opinion on the subject of the project – whether you would like to live without gadgets and why. Снова не забываем дать две причины, аргументируя свою точку зрения
5 — в конце не забываем снова обратиться к другу, запросив его мысли о фото (возврат к решению прагматической цели).
Что ж, вот собственно и все изменения! Звучит страшно, если: 1) у вас низкий уровень языка (стоит подумать, надо ли тренировать задания высокого уровня сложности (40 и 44) или лучше бросить усилия на хорошее выполнение остального). 2) у вас нет хорошего наставника, который помогает с тренировкой всего выше указанного.
Несомненно, начинать готовиться в конце года ко всему этому объему звучит бессмысленно, а вот оценить свои шансы и получить рекомендации специалиста очень даже полезно. Если учесть рекомендации, можно повысить свой результат от 5 до 15 баллов. По результатам пробного ЕГЭ наши эксперты могут предложить вам несколько занятий из курса подготовки к ЕГЭ по английскому, если вы захотите прокачать конкретные навыки и повысить шансы на успех.
Оцените свои шансы сдать ЕГЭ сейчас
и получите рекомендации эксперта
Оставьте контакты ниже, и вас запишут на пробный ЕГЭ по английскому.